В настоящее время (13.05.2025) опубликованы 34 статьи о художнике С. Кириллове.
Художник и история. Журнал "Русская история". От Рюрика до наших дней. №4. 2012 г.
Энциклопедия WHO IS WHO В РОССИИ, издательство «Who is Who, Verlag fur Personenenzyklopadien AG», Цуг/Швейцария.
А. Бочков. "Правда истории Сергея Кириллова". Газета "Русский Вестник", 8 июня 2007 г.
Статья в книге А.Ю. Астахова "1000 русских художников. Большая коллекция". 2006 г.
"Палитра". Газета "Александровский голос труда". 28 июня 2004 г.
А. Арцибашев. "Выставки. Сюжет подсказала душа". Газета "Сельская жизнь".№ 37. 20-26 мая 2004 г.
С. Грекова. "Образы русской истории". Газета "Деловой Александров". 4 мая 2004 г.
"Цари, бояре, шуты". Газета "Московская правда", 22 января 2003 г.
А. Пашкова. "Вглядываясь в историю". Газета "Московская правда", 18 января 2003 г.
О. Нараленкова. "Петр великий обосновался в манеже". Газета "Вечерняя Москва". 17 января 2003 г.
"От Стеньки Разина до учебника". Газета "Московский Комсомолец", 16 января 2003 г.
"В манеже - образы истории". Газета "Тверская,13". 14 января 2003 г.
"Веселие на Руси". Газета "Московская правда", 24 мая 2002 г.
"История, глядящая из полотна". Журнал "Мир истории". № 1. Февраль 2001 г.
"... Если историки сегодня находят в прошлом что-то новое, то и художник может найти. Должен находить. Тем более что с времен Нестерова, Корина провал образовался огромный."
А.А. Преображенский. История и художник. Историко-художественный альбом "Образы русской истории". 1996 г.
В.С. Погодин. Художник исторической живописи. Историко-художественный альбом "Образы русской истории". 1996 г.
Л.Кудрявина. Спасенная красота. Журнал "Очаг".N8. Август 1994 г.
(08/06/2007)
А. Бочков. "Правда истории Сергея Кириллова". Газета "Русский Вестник", 8 июня 2007 г.



Сергей Кириллов создает жанровые картины, портреты, пейзажи, натюрморты, и все они объединены одной идеей, одним чувством - любовью, восхищением и преклонением перед многогранным кристаллом русской жизни.
Строгая реалистичность живописи Сергея Алексеевича основана на богатейшем духовном бытии нашего народа. Образы русской истории наполнены огромным миром религиозных символов, философских идей, глубинных причин и закономерных следствий многотрудной героической жизни наших предков. Живописные полотна Сергея Кириллова раскрывают закономерности и взаимосвязи непрерывного потока борения добра со злом в нашей истории.
Композиции большинства полотен Сергея просты и лаконичны. Эта простота возникла в результате незаурядного таланта художника и его непрерывного неустанного самосовершенствования и самообразования в течение десятилетий... Есть и духовные причины отсутствия замысловатости: "Где просто, там ангелов со ста, а где сложно - там ни одного".
Живопись Кириллова свидетельствует: судьбы мировой истории решаются не на "ярмарках тщеславия" саммитов, презентаций и пресс-конференций, а в душах подвижников и героев...
Сергей Кириллов закономерно обращается к созидателям нашей великой державы: святым княгине Ольге, преподобному Сергию, князю Димитрию Донскому, царю Иоанну Васильевичу Грозному... Художник создал большую серию портретов государственных и военных деятелей, выдающихся писателей и артистов. Какую духовную красоту лиц, какое высокое предназначение судеб этих людей раскрывает кисть художника.
Строители государства Российского обитают на полотнах Сергея Алексеевича в прекрасной рукотворной сказке архитектурных образов родной старины. Реконструкции Кирилловым древнерусских городов и в особенности Пскова раскрывают величие духа нашего народа, создавшего великую архитектуру, строительным созиданием украсившего бескрайние просторы Отечества. Особенно дороги Сергею Алексеевичу образы русского Севера, где в условиях сурового климата повседневный подвиг и героизм стали нормой жизни наших предков. Именно отсюда по Северному морскому пути началось освоение Дальнего Востока, Камчатки и Аляски, здесь корни и основание Русской Америки, предательским обманом оказавшейся владением США. Именно здесь, в невыносимо суровых природных условиях, становится очевидным, что без помощи Божией "ничесоже сотворите" и возмездие за нарушение заповедей Господних не заставит себя ждать. Духовная мощь жителей русского Севера отразилась в особом величии северорусских монастырей и храмов, доносимом сегодня до нас полотнами Сергея Кириллова. Красота Пскова, Архангельска, Великого Устюга, Тотьмы, Вологды - сокровенная любовь художника. Насколько глубоки по своему религиозно-философскому содержанию полотна Сергея Кириллова, можно показать на примере нескольких его картин. Свое представление о том, какой должна быть русская жизнь, художник воплотил в картине "У Бродов. Святая Русь".
Это полотно - обобщенный образ Святой Руси - страны единственной и уникальной, так как все страны граничат друг с другом, и только одна Россия граничит с небом. На картине закономерно крест над куполом православного храма выше солнца и городских построек: Творец выше своего творения. Снег отбелил всю нечистоту повседневной жизни наших предков. Звенящая чистота. Преобладающий в композиции белый цвет - цвет целомудрия, милосердия, святости. Вспомним, что снег составлен из крошечных снежинок, каждая из которых - ювелирный шедевр, так и Святая Русь составлена из сверкающих душ праведников. На картине - русский мороз, при котором погибает все болезнетворное и жизнь становится бодрой и здоровой: через искушения, трудности и скорби очищается душа человека. Вспомним охранительную роль мороза в русской истории: подвиг Ивана Сусанина, ценой своей жизни заморозившего отряд польских головорезов, замерзающие французские войска на старой Смоленской дороге в 1812 г., героическое контрнаступление русской армии под Москвой в 1941 г. На таком морозе изменяется поведение человека: подавляется пустословие и празднословие, Слово приобретает свое первозданное величественное значение, возникает впечатление внутренней собранности, дисциплины, целеустремленности. Сам климат понуждает выполнять заповеди Господни.
В центре полотна - дорога - тропинка, ведущая к храму. "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их."
В композиции зашифрованы три основы нашей жизни: мощный храм - православная вера - столп и утверждение истины, светящееся теплым светом окно каменного дома-крепости - надежда, фигура женщины (Россия под покровом Богородицы) - любовь. "...А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше..."
Образ лаконичен и твердо определен: четко выстроена иерархическая вертикаль соподчиненности: храм - духовная власть, крепостная башня и стены - власть светская, военная, удерживающая от растекания по земле нашей зла, посадские деревянные дома - горожане, народ, в чьих интересах действуют обе власти, а все вместе - русская соборность. Именно эта строгая иерархичность составляет суть русской жизни, русского государственного строительства, и именно против этой иерархичности ныне направлены основные удары современной глобализации и нетократии - сетевого апостасийного мира.
Крепостная башня гармонично уравновешена с храмом в пространстве полотна - симфония властей духовной и светской, идея активной защиты православия, противления злу силой.
В русской истории симфония властей наиболее полно нашла выражение во взаимоотношениях Иоанна Васильевича Грозного и митрополита Макария, прекрасно описанных в книге Ивана Солоневича "Народная монархия" (заметим: Сергей Кириллов создал удивительно правдивый образ первого русского царя, отмеченного Богом талантом великого покаянного чувства - залогом мудрости и справедливости государственного управления - картина "Иоанн Грозный"). Дома горожан на картине крепкие, укорененные в родную землю, "мой дом - моя крепость". Дом - это образ рода, обитель семьи - малой церкви. Крепкие дома - крепкие семьи - основа Святой Руси. На первом плане картины - образ женщины, за спиной которой солнце и храм. Солнце правды и храм спасения: София - премудрость Божия.
Художник глубоко переживает современную трагедию нашего народа, аллегорически запечатлев ее на полотне "Купола" из серии "Московский Кремль в 17 веке". "Купола" - современники первой русской смуты, символы русской Голгофы - трагедии и одновременно вечной русской святости. Борьба куполов - монахов-витязей - на полотне, как писал апостол Павел, не с плотью и кровью, но с духами злобы поднебесной. Великие народы и созданные ими великие государства не могут быть побеждены внешними врагами, их разрушает внутренняя измена, крамола и разложение...
Тьма объяла Кремль... Из тьмы выступают купола кремлевских соборов. "Свет светит и тьма не объяла его". Эти золотые купола с православными крестами - богатырская застава русской истории - на века заняли круговую оборону... Их пытались разрушить поляки, их взрывал Наполеон, обстреливал интернационал, бомбили нацисты, на них в наши дни обрушилась сетевая глобализация... Кремлевские храмы и их купола на полотне Кириллова - последняя скрепа современной разлагающейся цивилизации, последняя линия обороны от беснующегося общемирового зла... линия обороны воинствующая и торжествующая. Картина провидчески написана в начале "перестройки" и опосредовано продолжает традицию таких полотен Виктора Васнецова, как "Три богатыря" и "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", созданных накануне краха Российской империи. "И вечный бой, покой нам только снится", начиная с крещения Руси, - вечная тема русской жизни, непреходящая тема отечественной исторической живописи... Спасение человеку и народу приходит через скорби и искушения. Бог испытаний сверх сил не дает ни отдельному человеку, ни народу...
Великое в малом. История созидается каждое мгновение. Показать величие в будничной обстановке, лишенной патетических обстоятельств - особый дар. В картинах Кириллова торжествует тишина, подчас молитвенно-напряженная, а иногда просто громоподобная от переполняющего их глубинного смысла. Образы русской истории обращены внутрь себя, и это закономерно: "Царство Божие внутрь вас есть..." Какова вера, таков и жизненный уклад, линия поведения. Таков и Сергей Кириллов, отказывающийся от заманчивых суетных предложений, предпочитающий самоограничение и ежедневную напряженную работу в своей мастерской. Русскую школу исторической живописи отличало стремление к достоверности живописуемых сюжетов. Оригинально решал эту проблему в 19 веке известный художник Константин Маковский. Он собрал большую коллекцию предметов старины: оружия, одежды, посуды, мебели. В этот антиквариат облачали натурщиков из числа друзей художника и размещали их в интерьере с мебелью и убранством, составленным из предметов-современников событию-сюжету создаваемой картины. Полученную реконструкцию фотографировали со всех сторон, находили наиболее выигрышный ракурс, и лишь затем Маковский начинал писать полотно. Сергей Кириллов идет еще дальше. В качестве очевидца расскажу, как создавался образ русского воина 14 века - портрет князя Димитрия Донского. Художник досконально изучил все письменные источники о внешнем виде и технологии изготовления оружия русскими мастерами того времени, в частности, устройство и форму щита, не дошедшего до нас в первозданном виде. Сергей воспроизвел сам весь процесс изготовления оружия, испытал оружие и доспехи в условиях реального боя и, убедившись в их функциональности и военной целесообразности, запечатлел на своей картине. Это исследование отняло много времени и сил, но обеспечило предельно возможную достоверность. Для таких научных изысканий нужно иметь не только знания, незаурядную историческую интуицию, но и золотые руки. Золотые руки Сергея служат добрую службу при реставрации предметов старины, создающих в его картинах атмосферу живой реальности изображаемого. Таким многотрудным путем трудолюбивому мастеру удалось создать живописную энциклопедию отечественной истории.
Творчество художника должно стать достоянием широкого круга любителей отечественной истории. Необходимо издать полный альбом репродукций картин Сергея Кириллова - это высоко художественное, научно выверенное учебное пособие по русской истории, готовое для использования в школах и вузах. Я очень почитаю издательство "Белый город", деятельность которого заслуживает самых высоких похвал. Издатели дарят нам прекрасную серию "Мастера живописи" - уникальный культурологический и просветительский проект, великолепный не только в своей содержательной части, но и в несравненном полиграфическом исполнении. Мечтаю, чтобы в этой серии "Белый город" устроил встречу ценителей высокой живописи с творчеством прекрасного художника и историка Сергея Алексеевича Кириллова - с живыми и достоверными образами русской истории.
Александр БОЧКОВ
(04/01/2006)
Статья в книге А.Ю. Астахова "1000 русских художников. Большая коллекция". 2006 г.

Вступивший в пору жизненной и творческой зрелости Сергей Алексеевич Кириллов - один из тех талантливых художников исторической живописи, которые появились в последние десятилетия. Произведения С. Кириллова - свидетельства размышлений, озарений автора при создании им своих картин. Потому и стоят многочисленные любители перед работами художника, сверяя свои давние знания и ощущения с новым, открывшимся перед ними. За всем этим - напряженный труд автора, его многодневные изучения исторических материалов, многочасовые беседы с крупнейшими специалистами-историками, многочисленные наброски композиций задуманного, десятки эскизов персонажей и деталей картины, которая почему-то желает рождаться в муках и в которой смысловой центр обретает свою законченность совершенно неожиданно. Такой подход к творчеству стал формироваться у Сергея Кириллова со времени его работы под руководством профессора Д.К. Мочальского над дипломной картиной "Петр Великий " , которую он закончил в 1984 году в стенах Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова.
Вторая половина 1980-х годов - время становления художника, когда С. Кириллов последовательно обращается к двум противоречивым и трагическим личностям в истории русского государства. С 1985 по 1988 год он работает над картиной "Степан Разин" , с 1988 по 1990 - "Иван Грозный" .
Очередной шаг в творчестве С. Кириллова - осмысление отечественной духовной традиции в полотнах "Княгиня Ольга / Крещение /, Преподобный Сергий Радонежский / Благословение /, Василий Блаженный / Моление /, объединенных в триптих "Святая Русь" и вызывающих большое притяжение и гордость за нашего соотечественника.
(27/06/2004)
"Палитра". Газета "Александровский голос труда". 28 июня 2004 г.
ОБРАЗЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ
ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО ГЛАЗАМИ НАШЕГО СОВРЕМЕННИКА
400 тысяч туристов в год посещают музей-заповедник "Александровская Слобода". Исторических памятников 16 века сохранилось немного; порой не хватает чисто музейных средств, чтобы показать этот временной период. Одна из новых форм работы - серия выставок исторической живописи. Первая из них - "Образы русской истории" заслуженного художника России С.А. Кириллова (г. Москва) работала в апреле-мае. Выставка получила хорошие отзывы: "Нечасто встретишь работы такого мастера, такого уровня, в провинции".
В конце мая состоялась творческая встреча с художником, на которой присутствовали сотрудники журнала "Родина". Журнал ведет постоянную работу "История России глазами современных художников", и С.А. Кириллов там, конечно, публиковался. В планах журнала - создание иллюстрированной истории России". 100 томов иллюстрированной истории Великобритании, 40 томов - Франции; даже маленькая Сербия "потянула" на 9 томов. Чем мы хуже? Или у нас мало художников, работающих в историческом жанре? Об этом, и не только, шел разговор. Часть вопросов, заданных Сергею Александровичу Кириллову, мы предлагаем вашему вниманию.
***- Для вас история - взгляд в прошлое или зеркала, в котором отражается современная действительность?
- Ни то и ни другое. Я считаю себя вполне современным человеком. И не зеркало, конечно. Вот мы здесь сидим, пять минут прошло - это уже история. Найти грань, где история, где настоящее, на самом деле почти невозможно. Для меня все это рядом, все одновременно происходит.
***- Как Вы относитесь к Ивану Грозному? (портрет и несколько эскизов к портрету представлены на выставке. - Г.К.)
- Неоднозначно. В нем сошлись, казалось бы, противоречивые качества: грозность и покаянность. Когда я начал работать, для меня было важно: как это выразить в картине, не умалив ни того, ни другого? Достаточно глубоко я его изучал. Сложная, но цельная натура. К разным людям он поворачивался разными сторонами.
***- А как Вы относитесь к оценкам современными учеными личности Грозного?
- К неоднозначным оценкам неоднозначно и отношусь. При этой многозначности и противоречивости... Чтобы понять человека, его полюбить надо. Не выносить оценок, а набраться храбрости и изучать. Вот тогда открывается личность, действительно, прекрасная.
***- Ваши эскизы смотрятся как вполне самостоятельные работы...
- Да, иногда я считал, что это полноценная работа, но проходило время, и я видел, что это только подступы к ней. Эскизов было несколько десятков, а портрет - один.
***- Школьники останавливались у картины "Василий Блаженны", узнавали ее по картинке в учебнике. Расскажите, как Вы стали иллюстрировать учебники?
- Я не иллюстратор, я репродуцировал часть своих работ для учебников истории. Издательство "Просвещение", зная мои работы, предложило мне сотрудничество. Кстати, эта репродукция в книге совсем мелкая; я рад, что дети увидели подлинник.
***- Не хотели бы Вы изобразить архитектуру дворцово-храмового ансамбля "Александровской Слободы"? Какой облик Вам ближе - нынешний или первозданный?
- Как эти памятники выглядят сейчас - это чудесно. Думаю, в этом немалая заслуга коллектива музея. А самое главное: умело и грамотно передать это следующим поколениям. Ощутить себя сыном земли русской. Если мы не передадим потомкам того, что знаем сами, то все оборвется.
***- У Вас серия карандашных рисунков датирована одним годом - 1994. Почему?
- Интересный вопрос. Честно вам скажу: я рисую шариковой ручкой. А в 1994 году у меня издавался художественный альбом. Издатель спрашивает: почему рисунков нет? И я буквально с нуля сделал для этого альбома графическую серию.
Поток вопросов (нескончаемый!) организаторы вынуждены были пресечь, дав слово тем, кто хотел что-то сказать о художнике и его работах. Говорит А.Н. Арцыбашев, секретарь союза писателей России: "Сергей Кириллов - продолжатель традиций русской реалистической школы. Мы, глядя на эти произведения, должны задаваться вопросом: что же мы за народ такой? Почему у нас такая история? Молодому поколению нужны образцы для подражания, которые в России всегда были и будут".
Ю.М. Медведев, журнал "Родина": "Творчество Сергея Кириллова - это подвижничество духовное и материальное".
В заключение встречи художника облачили в боярские одежды, дали испить чарку доброго вина и одарили цветами и подарками. В ответном слове мастер сказал, что это двадцать третья его персональная выставка, но такого теплого приема не было нигде. Даст Бог, эта встреча - не последняя.
(04/05/2004)
С. Грекова. "Образы русской истории". Газета "Деловой Александров". 4 мая 2004 г.

На прошлой неделе в музее-заповеднике «Александровская Слобода» открылась выставка работ заслуженного художника России Сергея Кириллова. Мастер работает в жанре исторической живописи, поэтому и название выставки - «Образы русской истории» - не случайно. Как, впрочем, и то, что картины этого замечательного живописца выставлены именно у нас, в «Александровской Слободе».
Связано это с тем, что в сюжетах полотен отражена средневековая палитра XVI века и значимые фигуры того времени. В первую очередь – это, конечно, картины, изображающие Ивана Грозного (на выставке представлено несколько эскизов к картине «Иван Грозный»).
Родился Сергей Кириллов в Москве в 1960 году. Сначала окончил художественную школу, потом – художественный институт имени В. И. Сурикова (мастерскую профессора Д. Мочальского). Его отец тоже заслуженный художник России, известный портретист. Так что Сергею Алексеевичу было у кого учиться мастерству.
На выставке представлено около пятидесяти полотен. Многие из них большого формата, поэтому произведения художника создают такое впечатление, будто ты сам переносишься в то далекое время и оказываешься рядом и с Иваном Грозным, и Сергием Радонежским, и другими фигурами того периода. Кстати, при создании художественного образа автор сам погружается в изображаемую эпоху, изучает специальную литературу, жития святых.
Особое место на выставке занимают рабочие тетради живописца с расчетами и чертежами. На их основе С. Кириллов воссоздает утраченные детали древней архитектуры. Так, на одном из полотен художника можно увидеть Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря в XVII веке (в нем находятся мощи преподобного Сергия Радонежского) и сравнить его с тем, каким стал храм сейчас.
Произведения мастера глубоко национальны и представлены несколькими сериями: «Русские люди» («Глоток заморского вина», «Молящийся монах»); «Город Псков в XVII веке» («Кремль, закат», «Церковь Св. Николая»); «Московский Кремль» («Царские палаты») и трилогия «Святая Русь» («Преподобный Сергий Радонежский», «Василий Блаженный»). Есть на выставке и несколько рисунков С. Кириллова – «Разбойник», «Нищий», «Хитрый старичок».
Историческую эпоху живописец изображает не только с помощью реалий того времени и архитектурно-исторических пейзажей, но и натюрмортов, на которых изображены предметы старины (потер Юрия Долгорукого, ковш Ивана Грозного, натюрморт с седлом и шлемом).
В общем, творчество С. Кириллова представляет собой гармоничное единение живописи и истории, а в музее-заповеднике «Александровская Слобода» оно еще более заметно и поражает воображение посетителей. Между прочим, репродукции картин художника можно встретить во многих школьных учебниках по истории, в другой литературе.
Выставка будет работать до конца мая. А ближе к ее завершению, 20 мая, состоится творческая встреча с автором этих замечательных картин. Все желающие могут побеседовать с художником и задать ему вопросы.
С. ГРЕКОВА.
Фото автора.
(22/01/2003)
"Цари, бояре, шуты". Газета "Московская правда", 22 января 2003 г.

Заслуженный художник России Сергей Кириллов показывает в Новом Манеже (до 28 января) "Образы русской истории" - около 150 живописных и графических работ, посвященных крупным историческим и политическим фигурам России. Среди них - Сергий Радонежский, княгиня Ольга, Иван Грозный, Петр I, а также бояре, дворяне, шуты - люди былых времен. Работы Кириллова соединяют эмоциональное постижение истории с точностью реалий.
(18/01/2003)
А. Пашкова. "Вглядываясь в историю". Газета "Московская правда", 18 января 2003 г.

Анна ПАШКОВА.
В "Новом Манеже" (Георгиевский пер., 3, стр. 3) открылась выставка Сергея Кириллова "Образы русской истории". Представлено 150 живописных и графических работ. В экспозицию вошел цикл, посвященный крупнейшим историческим и политическим деятелям - Петру Великому, Степану Разину, Сергию Радонежскому, Ивану Грозному. Многие из этих полотен художник выполнил, используя редкие музейные экспонаты. Особое место на выставке занимает серия, представляющая людей самых разных сословий - шутов, бояр, служителей царского двора. Каждое полотно Кириллова - страница истории, мощный и очень емкий рассказ. Авторское прочтение судеб России сродни видению самых известных наших художников - Сурикова, Репина, Васнецова.
(16/01/2003)
О. Нараленкова. "Петр великий обосновался в манеже". Газета "Вечерняя Москва". 17 января 2003 г.

В зале "Новый Манеж" открылась выставка заслуженного художника России Сергея Кириллова "Образы русской истории". В серии работ преобладают этюды к историческим полотнам, созданные с использованием уникальных музейных экспонатов. Исследуя архивы и редкие книги, Сергей Кириллов пишет людей старинной русской знати ХVII века: бояр, служителей царского двора, шутов.
Экспозиция также включает цикл живописных полотен, соединяющих в себе реализм и авторскую трактовку судеб великих людей прошлого. Среди 150 работ живописи и графики представлены картины "Петр Великий", "Степан Разин", "Преподобный Сергий Радонежский", "Иван Грозный", "Крещение княгини Ольги" и др. Выставка продлится до 28 января.
(16/01/2003)
"От Стеньки Разина до учебника". Газета "Московский Комсомолец", 16 января 2003 г.

Русская история в “Новом Манеже”
Вчера в выставочном зале “Новый Манеж” открылась выставка заслуженного художника России Сергея Кириллова, посвященная крупнейшим историческим и политическим деятелям России.
В экспозиции выставлено 150 уникальных произведений живописи и графики. Для создания картин “Петр Великий”, “Степан Разин”, “Преподобный Сергий Радонежский” автор специально изучал музейные экспонаты, хранящиеся в фондах отечественных музеев.
Есть на выставке работы, посвященные образам бояр, шутов и служителей царского двора XVII века. К портретам этих персонажей художник обратился, исследуя быт и уклад русской жизни на материалах редких книг и уникальных архивных документах.
В каком бы жанре ни работал художник, он умело соединяет эмоциональное постижение истории и точное следование реалиям времени. Некоторые исторические портреты, написанные нашим современником Сергеем Кирилловым, воспроизведены на страницах школьных учебников истории наряду с произведениями Репина, Сурикова, Васнецова.
Выставка продлится до 28 января. “Новый Манеж”, Георгиевский пер., д. 3/3.
(13/01/2003)
"В манеже - образы истории". Газета "Тверская,13". 14 января 2003 г.
Выставка произведений заслуженного художника России Сергея Кириллова "Образы русской истории" пройдет с 16 по 28 января в выставочном зале "Новый Манеж" в Георгиевском переулке.
В экспозиции около 150 работ живописи и графики. Выставка включает цикл живописных полотен, посвященный крупнейшим историческим и политическим фигурам России. Экспонируются картины "Петр Великий", "Степан Разин", "Преподобный Сергий Радонежский", "Крещение княгини Ольги", "Иван Грозный" и другие. Рядом с ними - многочисленные этюды и эскизы к историческим полотнам. Многие из них живописец выполнил, используя редкие экспонаты, хранящиеся в фондах отечественных музеев.
(24/05/2002)
"Веселие на Руси". Газета "Московская правда", 24 мая 2002 г.

В витринах Дизайн-центра на Пушкинской площади, 1 (на углу здания "Известий"), проходит выставка "Веселие и смех на Руси". Свои работы для нее представил известный мастер исторической живописи, заслуженный художник России Сергей Кириллов. Он рисует шутов, скоморохов и просто смеющихся людей, глядя на которых смеемся и мы.
(31/01/2001)
"История, глядящая из полотна". Журнал "Мир истории". № 1. Февраль 2001 г.




(02/01/1996)
А.А. Преображенский. История и художник. Историко-художественный альбом "Образы русской истории". 1996 г.

Александр Александрович Преображенский, доктор исторических наук, профессор
История и художник
Наши предки в течение веков стремились сочетать исторические повествования с художественным осмыслением прошлого. Так называемые "лицевые" (иллюстрированные) летописи и другие рукописные произведения всегда почитались на Руси.
Шло время, менялись исторические условия, а вместе с ними и изобразительные стили и средства. Иконописная манера отображения действительности, сохраняясь в церковном искусстве, дополнилась реалистическими и светскими сюжетами. Портретная живопись заняла свое место в культурной жизни. Несмотря на возрастающую хронологическую дистанцию, художники не отказывались от воплощения на полотне исторических картин давно минувших эпох. И это понятно. Недаром народная мудрость гласит: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" (и прочитать - добавим мы). Нисколько не преуменьшая значения исторических текстов, будь то рукопись или книга, мы не можем не признать огромного познавательного, эстетического, нравственного значения живописи на исторические темы. Это подтверждается всем опытом отечественного искусства. Достаточно вспомнить картины В.И.Сурикова, от которых веет могучей силой русского национального характера. Неудивительно, что современные художники постоянно обращаются к образам родной истории.
Вступая на этот непростой путь, каждый художник должен чувствовать высокую ответственность за достоверность, правдивость изображаемого. Как этого достигнуть? Прежде всего, путем внимательного, скрупулезного изучения соответствующих исторических фактов и документов. Причем, на наш взгляд, недостаточно простого знакомства со специальной исторической литературой. Она, разумеется, дает представление о той или иной эпохе, событии, личности. Но у художников несколько иные задачи. Художник может и должен дать нечто большее, чтобы зритель мог проникнуть во внутренний мир людей минувших времен. Этого можно достичь внимательным изучением исторических источников, имеющих непосредственное отношение к избранной художником теме. В них он может найти те грани, которые нередко остаются скрытыми от историка-исследователя. Овладение сведениями исторических документов, их критическое сопоставление раздвигают горизонты, часто позволяют посредством кисти изобразительным языком раскрыть то, что не дошло до нас ни в описаниях современников, ни в сохранившихся памятниках материальной культуры. Отсюда реальная возможность реконструировать утраченное культурное достояние (облик городов, отдельных зданий, живые черты людей прошлого, батальные, бытовые сцены и т.д.). При этом художник решает задачи творческие как бы "дорисовывая" недостающие (но не фантастические) звенья прошлой жизни. Неглубокий дилетантский подход здесь исключается, равно как и субъективистские изыски отвлеченного характера. Даже технически совершенная фальшь все равно будет замечена вдумчивым зрителем. Не секрет, что иллюстрированным книгам читатель почти всегда отдает предпочтение. А органическое единство пера и кисти тем более привлекательно. Историко-художественный альбом известного мастера живописи С.А.Кириллова, думается, заинтересует нашу общественность. Это издание отвечает критериям достоверности и ответственности перед читателем и зрителем, оно является итогом многолетней работы автора над историческим материалом. Творчество Сергея Кириллова, на наш взгляд, есть пример гармонического единения живописи и истории. Недаром картины художника заняли заслуженное место в школьных учебниках рядом с картинами таких великих мастеров, как В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М.Васнецов.
(03/01/1996)
В.С. Погодин. Художник исторической живописи. Историко-художественный альбом "Образы русской истории". 1996 г.

Владимир Сергеевич Погодин, историк искусства
Художник исторической живописи
Всего несколько лет назад пресса, радио, телевидение заговорили о появлении в нашей культуре нового яркого имени - художника Сергея Кириллова, чье творчество целиком посвящено отечественной истории. И вот, по прошествии некоторого времени, мы можем с уверенностью утверждать, что первый громкий успех молодого художника не стал случайным, преходящим явлением. С тех пор состоялось одиннадцать персональных выставок художника. Его картины опубликованы в учебниках истории и солидных исторических трудах; о нем не перестают писать газеты и журналы, на его выставках всегда много зрителей, и, что, пожалуй, самое главное, из под его кисти выходят все новые интересные полотна, позволяющие специалистам-искусствоведам говорить о художнике как о зрелом мастере исторической живописи.
Разумеется, история России - огромное и благодатное поле для любого исследователя, ученого, писателя, художника. Как и в других областях культуры, сорняки способны заглушить многое. Но тем важнее радость появления добрых, хороших плодов. Однако они не рождаются сами собой. Для этого нужен упорный и целенаправленный труд. Таким трудом наполнено все творчество художника Сергея Кириллова. В его искусстве находят отражение различные жанры живописи: жанровая картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Почти всегда их воплощение проходит в соединении реалистической образности с миром сложных символов, ассоциаций и метафор. Не иллюстрация минувшего влечет живописца, а возможность посредством истории проникнуть во внутренний мир человека. Думая над прошлым, Сергей Кириллов разговаривает с современниками о настоящем и будущем. Его цель - не только создать произведение искусства, но и, образно говоря, достучаться до сердца каждого человека. Стоит отметить, что этой благородной задаче, разговору с современниками, а в исторической перспективе, потомками, всегда была посвящена деятельность лучших представителей русской культуры.
К художественному образу Сергей Кириллов идет через постоянную работу с историческими документами, через изучение трудов и сочинений историков, впитывая исторические знания зачастую в процессе непосредственных встреч и консультаций с теми или иными исследователями. Этапами становления его научно-художественных позиций стали содержательные беседы с такими крупнейшими учеными, как академик Б.А.Рыбаков, профессор А.А.Преображенский и другими специалистами, чьи слова и сочинения были не только внимательно прочитаны и восприняты художником, но и глубоко им продуманы и прочувствованы. Историческая литература, как и исторические документы особо интересны для нас тогда, когда при их изучении скупой язык слова рождает у нас зримые образы. И задача живописца - воплотить эти образы на холсте.
Сергей Алексеевич Кириллов родился в Москве в 1960-м году. Его отец, Алексей Игнатьевич Кириллов, заслуженный художник России, известен как талантливый портретист, взыскательный и тонкий колорист, опытный мастер сюжетно-жанровой картины. Мать художника, Галина Сергеевна Кириллова - искусствовед. Во время учебы в художественной школе (МСХШ), а затем в стенах художественного института имени В.И.Сурикова в мастерской профессора Дмитрия Константиновича Мочальского - опытного педагога, мастера жанровой картины, С.Кириллов постигал законы колорита, рисунка, пластической композиции, художественного творчества. В это время в институте вместе с ним учились приобретшие ныне известность С.Андрияка, Н.Анохин, Д.Белюкин, М.Вишняк, С.Гавриляченко, А.Евстигнеев, С.Присекин, Е.Ткачева, В.Майборода, и другие. Дипломную работу "Петр Великий" (1984) Сергей Кириллов защитил с отличием. Большое полотно стало явлением не только в институтской жизни: будучи одной из первых за последние годы дипломной работой на историческую тему, она была отмечена многими и стала событием в нашем изобразительном искусстве. Картина была показана на выставке в Академии художеств в Москве. Живописца заметили такие известные историки, как Н.Н.Молчанов, опубликовавший произведение совсем тогда еще молодого художника в своем труде "Дипломатия Петра Первого", а также Б.А.Рыбаков, А.А.Преображенский, Т.С.Майкова и др. Искусствоведы, историки подчеркивали то, что художник в решении своей картины не пошел по привычному, шаблонному пути, не осуждал и не возвеличивал образ царя, а просто, как бы объективно показывал. Молодой живописец был принят в Союз Художников.
Как это часто бывает, обилие собранного материала, все многообразие мыслей не укладывались в одно произведение. Поэтому Сергей посвящает личности Петра Первого и ряд своих последующих картин. Полотно "Думы о России" явилось попыткой многограннее осмыслить личность и дело великого императора. Хотя это произведение и более камерное по звучанию, по сравнению с дипломной картиной, образ императора воспринимается более глубоким, призывает задуматься, глубже постичь человека. В произведении полностью выявилось и стремление уйти от какой-либо тенденции, назидательности. Это не рассказ, а показ частицы жизни.
Неожиданные для себя впечатления молодой художник пережил в старинном Переславле-Залесском, месте рождения первого российского военного флота, так называемой "потешной флотилии" Петра. Молодой Петр шел к созданию государственного флота, как военного, так и торгового, к организации хорошо обученной армии. Итогом изучения документов, сбора этюдов, разработки эскизов стала большая многофигурная композиция "Морским судам быть!". Картина была показана на выставке в Манеже, а затем закуплена Министерством Культуры России для экспонирования в Переславль-Залесском историко-художественном музее.
Художник размышляет над историей. Новая тема приходит в творчество С.Кириллова. Его заинтересовала эпоха Крестьянской войны под руководством Степана Разина. Возникли первые наброски композиции - Разин, стоящий на помосте перед казнью, кланяющийся народу. Найденное не удовлетворяло, представлялось неизжитой литературщиной. Затем возникла мысль показать народного вождя в момент, когда его везут по Москве на пытки.
Везут на телеге, растянутого за руки и за ноги, в цепях. Началась упорная подготовительная работа над натурными этюдами, поиском типажей, рисунками. Над окончательным эскизом, перед переходом к большому полотну, работа велась в Доме творчества на Академической даче Союза художников под Вышним Волочком. Радовало, что подобной композиции никогда ни у кого не было, что решение отличалось оригинальностью, самостоятельностью, художественной остротой. Каково же было огорчение Сергея, когда на вскоре открывшейся в Москве выставке молодых художников он увидел явно спешно написанное полотно, практически целиком повторяющее его композицию. Разработка замысла, сбор дальнейшего материала потеряли смысл для С.Кириллова. Однако тему бросать не хотелось, и постепенно пришло иное решение: показать Степана Разина восходящим на помост перед казнью.
Представилось, как Разин, преодолевая роковые ступени, оказался на мгновение выше всех стоящих на площади людей и смог окинуть взором всю сгрудившуюся вокруг огромную толпу. Этот взгляд и стал стержнем всего эмоционально-образного решения полотна. Тема Разина так захватила С.Кириллова, что почти одновременно была написана картина "У Симбирской черты". Здесь художник впервые пробует решить замысел не через показ характера и психологии героя, а через настроение, рождаемое пустынным вечерним пейзажем.
Следует отметить, что работа над большим композиционным полотном, значительным историческим замыслом отбирает у любого художника много сил и энергии. Годами приходится держать себя в состоянии непрерывного творческого поиска, в определенном эмоциональном настрое. Это всегда большая психологическая нагрузка. В подобном случае необходимо отвлечение, которое не разрушает процесс творческого поиска, а, наоборот, способствует ему. Для Сергея Кириллова таким своего рода "отдыхом" явился архитектурно-исторический пейзаж. Ярким примером этого увлечения является интересное небольшое полотно Сергея Кириллова "Крепостная палата Троице-Сергиева монастыря в XVII веке". В качестве объекта изображения живописец выбирает не широкую панораму, не какую-то богато украшенную постройку монастыря, а как бы задворки, уголок непарадных строений. Разумеется, он как всегда внимателен к особенностям архитектуры, но еще более волнует его игра света на шероховатости побеленных стен, фиолетово-голубые тени, рефлексы, яркая зелень травы, светоносность синего неба... Так и представляется тишина, покой, неспешная жизнь людей, нашедших успокоение души в монастырском житии. Фигура одетого в черную рясу монаха так же естественна в этом пронизанном тишиной пейзаже, как и своего рода "озорство" художника, изобразившего на одной из крыш черную кошку, которая "гуляет сама по себе", а на перильцах перехода сохнущие после стирки пестрые домотканные деревенские половички. И, действительно, история состоит не только из трагедий и подвигов, но и из простых незатейливых сюжетов. Оценить же красоту, заворожить ею зрителей - задача непростая и, как кажется, явно немаловажная.
Размышляя над особенностями архитектурных решений, живописец пришел к выводу о бесспорности применения зодчими Руси особой модульной системы, исходившей из размеров древнерусской системы мер. На основе этой системы художник нередко в пейзаже "достраивает" утраченные детали построек, показывая древнюю архитектуру в первозданном виде, предварительно сделав весьма сложные расчеты и чертежи. Много работая в Пскове, раздумывая над его древним обликом, реконструируя не только постройки, но и как бы городское пространство, он почувствовал, насколько внимательно учитывали наши предки высоты ландшафта, точки зрения на те или иные здания, как добивались в архитектуре впечатления эстетической цельности, гармонии с природой.
Еще тогда, когда Сергей Кириллов работал над образом Петра Великого, ему стал интересен другой самодержец - Иван Грозный. Но затем тема Степана Разина увлекла художника. К образу грозного царя живописец шел постепенно. Он углубляется в литературу, размышляет над документами эпохи, оценками историков. Чтение источников, исследований привело к тому, что у художника возникло какое-то внутреннее, не передаваемое словами, понимание личности своего героя, некое наитие. Разумеется, в рождении облика сыграли свою роль и гравюры, изображавшие Грозного, и его портрет-парсуна, и реконструкция Герасимова. Все это уже было как бы внутри самого художника. Важно было почувствовать поворот лица, выражение глаз... В один из моментов образ царя как бы соткался перед глазами и надо было лишь сохранить в памяти и воплотить на холсте увиденное. Работа пошла, однако лицо "не давалось": писал и переписывал его художник около сорока раз. Хотя уже были написаны руки, свеча, другие детали картины. Сам художник вспоминает: "Однажды стал мазок за мазком лепить снова лицо. Не то! Стер тряпкой свежую краску, но все же она осталась, почти невидимая, где-то в фактуре холста. Отошел. И вдруг, издали, увидел лицо Ивана. Совсем другое, в ином немного повороте и ракурсе. Но то, которое так долго искал! Стал тогда осторожно как бы проявлять его, все время отходя от холста метров на пять, ибо только с этого расстояния въявь мерещилось лицо царя. Расползаясь вблизи в разводы краски, оно издали именно смотрело на меня. Все лицо и голову написал минут за тридцать и больше не прикасался. И от боязни испортить и от какого-то почти суеверного страха. Действительно, царь Иоанн "ожил" в картине.".
В полотне в определенной мере сфокусировался весь обретенный живописцем опыт. Недаром, когда произведение впервые было показано в 1991 году на персональной выставке молодого мастера в Звенигородском музее, то зрители были единодушны в оценках: картина замечательная. Однако при этом одни отмечали, что для них такой Грозный - как бы воплощение жестокости, а для других он олицетворяет духовные мучения и покаянность. Художник был доволен: значит, он добился желаемого. Один священник, пришедший посмотреть на произведение, привел слова Священного писания: "Не судите, да не судимы будете",- как прочитываемый смысл картины.
Историческому живописцу надо одинаково хорошо знать и представлять и пейзаж интересующей его эпохи, и вещи, и характер лиц, и даже особенности походки, что зависело от покроя костюма, традиций ношения одежды. В большом полотне соединяются все жанры живописи.
Однажды на выставке в музее Сергей Кириллов увидел золотой ковш Ивана Грозного. Поразила красота формы, тщательность и тонкость работы, изысканная гармоничность частей декора и целого во всем облике вещи. Разумеется, не было возможности написать шедевр с натуры, сделал лишь набросок карандашом. Однако в мастерской художник тут же по памяти написал ковш царя.
Работая над натюрмортом, где форма самого предмета всегда сугубо индивидуальна, тонко функциональна, помимо ощущения того что под кистью как бы реально воссоздается золото или возникает гравированный узор, не менее важно ощутить и передать и то, что те или иные предметы - свидетели, пусть молчаливые, былой истории. Так в творчестве С.Кириллова появляется натюрморт как неотъемлемая часть его искусства.
Листая страницы истории, размышляя об основах русской религиозной духовности, художник пришел к непростому решению выразить в живописных полотнах особое переживание для православного человека, связанное в его сознании с таинством крещения, чудодейственной силой благословения, молитвы. Для себя он отождествил эти понятия с образами русских святых: равноапостольной княгини Ольги, преподобного Сергия Радонежского, Василия Блаженного - и написал за три года трилогию "Святая Русь". В понимании Сергея Кириллова в этих святых как бы воплотились три грани духовного подвижничества, три формы христианского подвига представителей разных сословий: Святая Ольга - княгиня, преподобный Сергий - монах, но происходивший из обедневшего боярского рода, юродивый Василий Блаженный - сын ремесленника.
Работа над полотном "Преподобный Сергий Радонежский. (Благословение)" началась в 1991 году. Вот как он сам рассказывает об этом:"Мысль о картине сложилась давно, но как-то не оформлялась, даже эскиз первый маслом не мог начать. И вот в день открытия своей выставки в Загорском(ныне Сергиев-Посадском) музее, летом 1991 года я поклонился мощам преподобного Сергия в Троицком соборе... А на следующую ночь -сон, видение - глаза ... глаза увидел Сергеевы, добрые, ясные, удивительные глаза! И только их увидел. Остальное как в тумане. Проснулся в отчаянии - почему только глаза? Ведь я всю картину будущую мог увидеть! Не понял я тогда, что все главное увидел...
И вот я написал глаза, те, именно те, которые во сне явились мне. Еще почти ничего не было написано - так, наметки, подмалевок. А я вдруг ясно-ясно представил себе, какая будет картина, ощутил ее готовой, до деталей. И работа пошла! Все время в глаза Сергию смотрел:"Ну, как - так или не так?". И видел ответ в его глазах. Они не такие уж добрые иногда были... Конечно, до этого изучал историю, Житие преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, почти все, что когда-либо было написано о Троице-Сергиевом монастыре и его игумене. Изучал архитектуру, одежды, лики на иконах, поучения святых старцев, уставы монашеские... Но всегда помнил слова, сказанные мне историком Александром Александровичем Преображенским: "Прошлое всегда богаче, чем наши исторические знания о нем. И художник должен оживить прошлое во всей его полноте".
И все, на что не мог найти ответ в книгах, дали мне глаза Сергия. Так родилась картина.".
Художник изобразил преподобного стоящим под светлым облачным небом, в простой рабочей рясе, обращенным к зрителю с жестом благословения. Вся гамма полотна светлая, как бы источающая тихий свет, тот священный свет - "фавор", о котором так много мечтали монахи-философы на греческом Афоне и сам великий русский чудотворец, живший в XIV веке. Неудивительно, что на выставках некоторые зрители подолгу стоят перед этой картиной, смотрят и размышляют.
С конца 1992 года Сергей Кириллов работал над картиной, посвященной княгине Ольге. Самые первые эскизы появились еще в 1988 году. Тогда молодой художник писал портрет академика Бориса Александровича Рыбакова. Во время сеансов позирования он много рассказывал живописцу об истории России, о святом Владимире, о княгине Ольге. Об их огромной роли в принятии хри-стианства на Руси. О том, как пришедшая в X веке из Византии религия стала наполняться русским духом, национальным содержанием. В замысле полотна "Княгиня Ольга. (Крещение)" художнику хотелось не только показать картину торжественного и пышного византийского церковного церемониала, не только передать идею государственного сближения двух географически близких миров, но и, прежде всего, показать рождение нового человека, преображение души. "Однако, если мы верим, что крещение само по себе есть таинство, то как можно показывать в реалистической картине само это таинство?"- рассуждает живописец. Рожденная благодаря этим естественным для автора ограничениям трактовка сюжета воплотилась в рассказ о том коротком мгновении, когда Ольга, выйдя из крещальни Константинопольской Софии, после купели, остановилась во внутреннем дворе храма. В воплощении своего восприятия давно минувшего события художник следует изложению летописи, подробно изучая обряд крещения, каким он был в X веке. В трактовке картины сильная, властная фигура Ольги приобретает и особое величие, и особое смирение. В самом выражении лица чувствуется просветленность, сознание взятого на себя долга. Она как бы вглядывается в свою душу и одновременно словно бы видит грядущий ход истории. Сопереживание, привычная почтительность окружающих Ольгу людей, делают лицо этой замечательной русской женщины еще более одухотворенным, живущим в этот миг по каким-то иным, недоступным сердцу других законам.
Картина "Василий Блаженный. (Моление)" явилась той работой, которая, в отличие от большинства других произведений художника, почти сразу воплотилась в законченный холст. Если вспомнить, что многие церковные авторитеты почитали юродивых, спасающих душу в окружении мирской жизни, даже более, чем монахов, проводящих жизнь в оберегающем от соблазнов монастырском затворе, то задача для Сергея Кириллова оказалась чрезвычайно сложной, но интересной.
Разумеется, зрители, приходящие на выставки художника Сергея Кириллова, могут порой не соглашаться с ним по поводу тех или иных трактовок персонажей. Уж очень прочно " сидят" в нас сложившиеся чуть ли не со школьной скамьи шаблоны. Однако, безусловно, что задача выявления исторической правды оказывается для художника успешно решаемой потому, что своя собственная позиция им многократно выверена и продумана, сверена с большим разнообразием научных источников. Это не значит, что молодой мастер следует какой-то полюбившейся концепции или тенденции. Нет, его субъективное ощущение часто отступает перед уверенностью "так это было", если большинство исторических фактов ослабляет весомость его первоначальной гипотезы. Хотя ведь нередко и интуитивное знание выступает не как подсознание, а как особая форма озарения, проникновение в доселе скрытую глубь явлений благодаря какой-то чудесной искре, как бы сверхсознанию, венчающему просто сознание, утвердившееся на подсознательном в человеке. Сергей Кириллов уверен, что и сама художественность в исторической картине представляет собой образное соответствие исторической правде. Живописцу надо только найти, почувствовать и выразить на холсте тот момент реально происходившего явления, когда наиболее полно выявляется суть события, раскрывается внутренний мир того или иного образа. Но это легко сказать, но как трудно сделать! Тут возможны и неудачи при самой кропотливой работе и неожиданный успех при недостаточно глубоком исследовании. Но не нужно забывать, что искусство - вещь чрезвычайно сложная и тонкая.
Интересна одна из последних серий живописца, выразившаяся в живописи и графике. Молодой мастер вновь обратился к "бунташному веку", написав целый ряд исторических жанровых портретов. Это не реконструкции облика тех или иных личностей. Это портреты-картины, своего рода художественные обобщения, размышления над человеческими характерами и судьбами. Одним из первых полотен серии стал "Боярин с ковшом государевым". Почти счастлив знаком царского внимания боярин - но вглядимся в глаза. И за добродушной вроде бы улыбкой мы заметим острый взгляд, как бы внутренний, скрытый испуг. Известно ведь из русской истории, что меды, особенно дареные, бывали порой весьма горьки и неожиданно опасны...
Иное решение возникло у Сергея Кириллова в "Шуте гороховом". Здесь свободно, по-песенному широко выявляется декоративный дар художника. Гамма подобрана так, что постоянно сталкиваются звучные красные цвета и не менее интенсивные зеленые. В этом смелом сочетании проявился как бы непокорный характер шута, обретшего к старости особое чутье на людей, на их достоинства и скрытые пороки или недостатки. С одной стороны веселый шут, а с другой, - выражаясь словами поэта, "лукавый царедворец", способный через шутку повелевать и господином...
Рассматривая серию "Русские люди", мы видим в ней и монаха, и купца, и образ молодой красавицы, и боярина, пьющего заморское вино, и служилых людей, и многих, многих лиц. Серия продолжается. И все образы выразительны, полны удивительной жизненности. Вглядываясь в лица этих людей, мы ощущаем, как близки нам могут быть характеры людей прошлого. В подобных портретах время как бы обретает черты материальности, зримости. Однако это результат, уверен в этом, не только таланта, но и сплава последнего с большим трудом и незаурядным мастерством.
Историческая живопись всегда была едва ли не самым сложным жанром в изобразительном искусстве. Она предъявляет художнику определенные серьезные требования: по части общей культуры, знания эпохи, по части профессионализма, мастерства, упорства. Историческая живопись больше, чем исторический сюжет. Здесь мало любви к родной истории. Но и идти по этой дороге -честь для всякого таланта. По этой дороге шли великий В.И.Суриков, талантливейший И.Е.Репин и многие другие замечательные русские художники. Это вечное поле деятельности. И никак не уход от современности, не ностальгия по прошлому. Это прежде всего разговор художника с современниками, его обращение к человеку, его душе и чувствам. Сергей Кириллов утверждает, что историческая живопись - разговор, обращенный из вечности в вечность.